МЕГА КАЧЕЛИ. Архитектурное освещение игровой площадки «Салют», ЦПКиО им. Горького, Москва
«Мегакачели» являются частью игровой площадки «Салют», расположенной в Парке Горького на месте временного павильона музея «Гараж». Игровая площадка «Салют» — крупнейший игровой комплекс под открытым небом в России. Проект был создан Парком Горького и реализован Музеем современного искусства «Гараж» к 90-летию Парка.
Фото: Антон Доников © Музей современного искусства «Гараж»
Photo: Anton Donikov © Garage Museum of Contemporary Art
Разработкой эскиза, проекта, рабочей документации и реализацией площадки занимались специалисты ландшафтного бюро AFA. Компания HELIOCITY, являясь партнёром AFA, отвечала за освещение «Мегакачелей»: от разработки концепции до реализации.
«Мегакачели» – круглосуточный комплекс из 28 качелей с динамичной цветной подсветкой в тёмное время суток. Концепцией архитектурного освещения предусмотрено освещение эллипса, колонн и качелей.
Концепция освещения
Говоря о концепции, в первую очередь нужно отметить, что конструкция «Мегакачелей» — наклоненный эллипс — это метафоричное изображение колеса обозрения, положенного на землю, которое находилось здесь прежде.
Изначально стояла задача сделать наклоненный светящийся эллипс на опорах. То есть по замыслу архитектора весь каркас качелей должен был быть светящимся изнутри. К сожалению или к счастью, это оказалось невыполнимо, но не с технической точки зрения, а из соображений безопасности. Подобный конструктив предусматривает использование прозрачных полимерных (горючих) материалов, недопустимых для использования на детских площадках. Такие качели просто невозможно сертифицировать как игровое детское оборудование. Поэтому было принято решение делать классическую подсветку данной малой архитектурной формы с помощью заливающих и акцентных архитектурных RGBW-светильников компании IntiLED.
Основным условием заказчика было реализация интерактивной схемы освещения. Всего в конструкции предусмотрено 28 качелей, требующих проработки интерактивных режимов. В процессе реализации, на этапе предложения и утверждения концепции мы столкнулись с умеренной консервативностью заказчика, что, на наш взгляд в итоге положительно сказалось на конечном результате. Отчасти это было связано с вмешательством инклюзивного отдела Музея «Гараж» (инклюзия — равное участие в мероприятиях для всех категорий посетителей, например детей с инвалидностью, глухонемых или с плохим зрением). Именно по этой причине были полностью исключены из светоцветовых сценариев любые резкие смены цвета, какие-либо стробоскопические эффекты, а также любые яркие, контрастные цветовые палитры.
Одновременно с этим, перед архитекторами стояла задача сделать такое освещение, чтобы привлекать к «Мега качелям» как можно больше посетителей. Однако в итоге место обрело такую популярность, что какие-либо дополнительные средства привлечения оказались просто излишними. Среди девяти игровых площадок «Мегакачели» получилась с самым большим количеством «воздуха» — открытого пространства. Именно это, а также удачное расположение относительно центрального входа и центральной площади, сделало ее центром притяжения для посетителей парка.
Фото: Антон Доников © Музей современного искусства «Гараж»
Photo: Anton Donikov © Garage Museum of Contemporary Art
Сценарии освещения
Как и положено объектам такой значимости и масштаба, процесс согласования концепции шел не всегда гладко: было огромное количество дискуссий, предложено и отклонено немало вариантов. Однако в конце концов удалось реализовать все те сценарии, которые хотел видеть на объекте заказчик.
1. Отдельная подсветка архитектуры качелей.
2. Цветовое взаимодействие качелей с людьми.
Если коротко, система позволяет детектировать приближение людей к каждой из качелей, а также в отдельных пролетах отслеживать поведение самих качелей — углов качания, превышение предельных углов и регистрация синфазности качания парных качелей.
Периметр эллипса освещен одной из градиентных цветовых палитр. Градиент постоянно смещается против часовой стрелки. Для подсветки были выбраны две цветовые гаммы: апельсиновая и лазурная. Апельсиновая представляет собой градации от желтого к оранжевому. А лазурная — от синего до цвета морской волны (марина).
Система детектирует общую активность людей — информация снимается датчиками присутствия. Чем больше качелей занято, тем медленнее перемещается градиент по эллипсу.
Отдельный сценарий детектирует приближение людей к каждому из пролетов. В случае срабатывания датчика присутствия межопорное пространство начинает подсвечиваться белым. Кстати, интересный эффект получается, когда площадка пустая и человек бежит вдоль качелей — за ним, как бы преследуя, зажигаются поочередно все пролеты, а затем затухают.
Один из промежуточных вариантов визуализации приведен на видео ниже.
На всех качелях установлен клинометр, регистрирующий углы качания и амплитуду. Кроме того, все качели делились на два типа – одинарные и сдвоенные. Отличие сдвоенных только лишь в том, что как только они начинали качаться синфазно (в одну сторону) и с примерно одинаковой амплитудой, данный пролет начинал светиться зеленым вместо белого. Для всех качелей без исключения был предусмотрен красный заливающий свет пролета в случае превышения предельных углов раскачки.
Фото: Антон Доников © Музей современного искусства «Гараж»
Photo: Anton Donikov © Garage Museum of Contemporary Art
Фото: Антон Доников © Музей современного искусства «Гараж»
Photo: Anton Donikov © Garage Museum of Contemporary Art
Система управления
Самым дорогим в данном проекте стала гибридная система управления. Основная логика и математический аппарат были написаны и реализованы на промышленном компьютере Beckhoff. За съем информации с датчиков также отвечал он же. За управление светильниками отвечал Butler от Traxon. Естественно, для управления режимами работы качелей был реализован удаленный доступ, сервисный режим, автоматические уведомления о состоянии и статусе системы, а также о критических ошибках.
Помимо основного режима работы были предусмотрены автоматический, ручной и аварийный режимы работы. Так, например, если возникла какая-то неполадка с программой интерактивного управления и специалист не может оперативно подъехать, достаточно переключить два автомата и система переключается в автоматический режим (без считывания датчиков, интерактивного режима – работа по заранее запрограммированной схеме).
Процесс реализации
Данный проект кардинально не отличался от других и состоял из стандартных этапов. Согласование концепции заняло полтора месяца. Примерно столько же заняло рабочее проектирование вместе с выдачей технического задания производителю качелей и на внесение изменений в стальную конструкцию. Монтажные работы заняли еще полтора месяца и еще месяц – на программирование и пусконаладку.
Как уже говорилось, в плане светотехники выбор пал на компанию IntiLED. На оборудовании этой компании было реализовано не мало проектов архитектурного освещения. Кроме того, данный производитель готов был внести изменения в свой светильник, плюс мы сами могли его частично доработать — рассчитать и изготовить специальные узлы крепления, а также дополнительные аксессуары для защиты от ослепления. В проекте использовался только одна модель светильника – IntiSPOT, но с разными вариантами оптики.
Светильник IntiSPOT
Конструкцию качелей по техническому заданию изменила, произвела и поставила немецкая компания Richter Spielgeräte. Качели были выбраны из их официального каталога, немного переделаны с учетом требований заказчика, плюс производитель предложил несколько абсолютно новых, уникальных по дизайну решений. HELIOCITY рассчитала и разработала им все узлы крепления – отверстия под узлы лючков в стальных колоннах, специальные отверстия под кабель и т.д. Кроме того, с ее стороны на производство в Германию был отправлен один из инженеров для осуществления технического надзора.
В качестве резюме хочется добавить, что весь проект изначально делался таким образом, чтобы вся конструкция, начиная от каркаса и заканчивая электрикой и светотехникой, могла быть смонтирована в кратчайшие сроки – за две недели.
ГИП компании HELIOCITY осуществляет проверку свето-цветовых сценариев
Фото: Антон Доников, Владимир Ключерев